Как мы выбираем себе мотоцикл? У некоторых это происходит как любовь, с первого взгляда, увидел, сел и понял, что это — оно. Но у прагматиков выбор мотоцикла состоит из нескольких обязательных пунктов:
- Дороговизна мотоцикла и запчастей для него
- Удобство посадки
- Красота, стиль
- Соответствие целям
Вот именно пунктом «удобство» и определяется понятие «эргономика», суть которой в разработке максимального удобства использования мотоцикла человеком.
Каких частей мотоцикла касается эргономика?
- Руль и рычаги управления
- Посадка, положение сидения
- Подножки
- Переключение скоростей
Руль и рычаги управления
Эргономичность в мотоцикле определяется положением руля. Ровно насколько пилоту удобно дотягиваться до руля и выжимать рычаги управления, настолько ему будет комфортно ездить. Согласитесь, когда вам трудно ездить с рулем, который не подходит под вашу комплекцию тела, вы тратите драгоценное время не только на саму реакцию на ситуацию, но и на усилие, чтобы выполнить действие. Так если хозяйка мотоцикла девушка, а руль огромен и широк, ей будет тяжело быстро маневрировать.
Аналогично с рычагами управления. Если их расположение на руле таково, что вам трудно воспользоваться ими по первой необходимости, управление мотоциклом станет не в радость. Так бывает, когда рычаг сцепления очень тугой. Первосезонники не редко ошибаются и бросают рычаг из-за того, что кисть не привыкла к его тяжести.
Посадка, положение сидения
Посадка имеет огромное значение в эрогономике. От того, как сидится пилоту зависит все. Если ему удобно, он не будет отвлекаться на затекшие мышцы и бесконечное ерзание. Хорошая посадка и высота сидения — залог удачного угла зрения. Посадка определяет насколько пилот быстро сможет переключать скорости, как удобно ему ставить ноги на подножки и опираться на руль.
При плохой посадке ваша езда станет менее эффективной и комфортной.
Подножки
Вопрос положения подножек во время покупки тревожит не всегда. Но в процессе езды и обкатки слишком высокие или далеко отставленные подножки доставляют неудобство. Особенно, когда посадка и подножки формируют крайне неловкую позу. От этого страдают высокие пилоты спортбайков. Во-первых, там и без того посадка не фонтан, а во-вторых, большой рост доставляет проблем с затекшими мышцами при слишком высоких и близко посаженных подножках.
И потом, переключение скоростей и задний тормоз требуют, чтобы вы переставляли ноги с подножки на рычаги переключения. Если подножки расположены некомфортно – вы снова тратите дорогостоящее время.
Переключение скоростей
И да, переключение скоростей так же как и другие рычаги управления должны быть максимально удобными в работе. Если КПП доставляет проблем, то вы отвлекаетесь от дорожной ситуации. Эргономика коробки передач заключается не в ее исправности, а в легкости переключения, удобстве расположения рычага.
Вывод:
Эргономика мотоцикла включает в себя многие факторы, от высоты и длинны рабочей базы, до формы ветрового стекла, за которым вам было бы сподручнее прятаться от встречного ветра. Суть этого раздела мотостроения можно свести к простому алгоритму: думать о том, что делать, а не отвлекаться на процесс и борьбу с неудобством.
0 комментариев