Вилли – самый центровой трюк, без которого не может себя представить ни один спортбайкер. Для тех, кто не знает: вилли — это езда на заднем колесе или, как её ещё называли наши отцы, гонки на козлах…
Первым делом мне необходимо информировать вас об опасностях этого трюка. Во-первых, можно остаться без мотоцикла. Во-вторых, без задницы. В-третьих, и без мотоцикла, и без задницы одновременно. У вас уже есть подготовленный мотоцикл и защитная мотоэкипировка? Значит, теперь можно перейти к практической части, для того чтобы начать практиковать езду на заднем колесе, нужно осуществить два действия.
- Спустить давление в колесе примерно до 0,8—1,5 бар (кому как нравится). Стандарта здесь нет, чем меньше давление, тем меньше будет болтать мотоцикл в стороны при езде на заднем колесе. Если освоили медленное вилли, я рекомендую постепенно увеличивать давление. Это полезно для входа в круг на заднем колесе, опять же стандартной цифры нет, всё подскажут эксперименты, кому как будет удобно и комфортно. На данный момент существуют разные мнения на этот счёт, и райдеры используют разное давление — от 0,8 вплоть до 3,5 бар. На цифру могут влиять даже мелкие неровности покрытия площадки, на которых мотик может скакать при большом давлении- здесь понятно, что можно его сбавить, и тогда расколбаса будет меньше.
- Поднять холостые обороты примерно до 3500-5000. Аналогичная ситуация – стандарта нет. Чем больше обороты, тем проще ехать. Это делается для того, чтобы при закрытии «газа», находясь на заднем колесе, у нас оставалось заданное количество оборотов, что позволит нам избежать резкого клевка вперёд и жёсткого приземления на переднее колесо. Второй момент, который даёт нам накрученные холостые — это некая заданная скорость, которую можно будет сдерживать, используя лишь задний тормоз, что позволит нам балансировать, не «подгазовывая».
При подъёме мотоцикла в угол сразу старайтесь загрузить ногу, которая стоит в бугеле, а именно выпрямить её. Это поможет вам быстрее поймать точку баланса
Напомню об изменённом передаточном числе: для более комфортного обучения нужно добавить на заднюю звезду примерно 15 зубов к заводскому значению. Возникает вопрос: почему так много? Во-первых, будет очень просто поднимать мотоцикл в точку баланса. Во-вторых, у него появится ломовая тяга с самых низов, которая нам позволит не глохнуть при работе тормозом во время баланса. Ну и, в-третьих, мы значительно уменьшаем скорость исполнения трюка, что в дальнейшем, когда мы освоим баланс, позволит нам перейти к поворотам или круговому движению в вилли. Существует заблуждение, что звезда такого размера нужна для того, чтобы с газа легко можно было поднять мотоцикл а свечу. Это не так. ПОДЪЁМ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ СО СЦЕПЛЕНИЕМ! Да и звезда с таким количеством зубов тоже не стандарт — это рекомендация, можно поставить и меньше, и больше, просто будет чуть сложнее на первых порах…
Итак, как поднять мотоцикл на заднее колесо? На первых шагах, чтобы понять моторику работы рычагами сцепления, тормоза и ручки газа я бы рекомендовал это делать сидя, несмотря на то, что поймать точку баланса проще стоя одной ногой на бугеле или в прорезанном отверстии в заднем сиденье, а другой на заднем тормозе. Всё равно начинайте тренироваться из положения сидя. Потом, когда начнёт стабильно получаться поднимать мотик из положения сидя, можно будет перейти к попыткам это делать стоя. Ещё может возникнуть вопрос про выведенный на руль рычаг заднего тормоза — не проще ли с ним учиться? Нет, не проще! Сперва вам придётся работать «газом», а компенсировать мощь мотора при открытом газе ручным тормозом очень и очень сложно. Так что про этот тормоз, пока вы не поедете на закрытом газу, лучше забыть или даже в целях сохранности тормозной машинки пока не ставить… Мы находимся на первой передаче, и у нас мотор, скажем, на 4500 оборотов. Далее мы медленно притормаживая к сдерживая скорость, которая при отпускании тормоза наберётся – свойственно этим 4500 оборотов. Двигаемся медленно, от 5 до 10 км/ч. Обороты, получается, задушены и находятся где-то в районе 1500-2000. Выжимаем сцепление и чуть-чуть поддаём газ, чтобы они скакнули до 6000—7000. Нужно зафиксировать газ в таком положении на какое-то время и отпустить сцепление достаточно быстро, при этом оставляя немного давления на педали заднего тормоза. Что тогда происходит? Мотик подпрыгнет передним колесом на какую-то высоту, а далее уже по ощущениям:
- если слишком резко и высоко, то нужно меньше газа
- если не подпрыгнул а просто ускорился, то нужно быстрее отпускать сцепление;
- если подпрыгнул, но очень низко, то нужно больше газа.
Смысл упражнения не в том, чтобы на первых же шагах задрать мотик в угол. Достаточно научиться контролируемо отрывать переднее колесо на небольшую высоту и постепенно её увеличивать. Надо только при этом достаточно плавно работать газом. В какой-то момент вы поймёте, что, поддёрнув мотик на определённую высоту вы можете его ещё больше подзакинугь в бопее высокий угол. Не забывайте про тормоз! Он у вас слегка поджат, и если вы вдруг понимаете, что угол подъёма слишком велик, сразу додавите его. Нужно приучить себя работать тормозом в критической ситуации, а не убирать ноги с подножек и бежать потом за мотиком.
Далее, как я писал чуть выше, встаём с сиденья или на бугелёк и пытаемся выводить мотик в точку баланса доводя мотоцикл в угол удерживая ровный газ, а не дёргая им. Не забываем придерживать при этом задний тормоз. Сначала будет получаться с набором скорости но когда вы наконец выйдете в угол, то скорость станет постоянной. В этот момент можно пробовать замедляться, уводя мотоцикл чуть выше в угол и, по мере надобности, сбавляя чуть-чуть газ, но не закрывая его до конца. Следующая ступень — когда вы научитесь замедляться до 2000—3000 оборотов (оборотов холостого хода). Только здесь можно начинать пробовать контролировать баланс не газом, а задним тормозом. Спросите, почему это нельзя было делать раньше? Ответ: можно! Но думать сразу о ровном газе, тормозе да ещё при этом балансировать, избегая боковых виляний, вам на первых порах навряд ли удастся, поэтому наберитесь терпения и по порядку осваивайте выше перечисленное…
Следующая ступень — это когда вы легко поднимаете мотоцикл сразу в угол и с закрытым газом ловите баланс на накрученных холостых. Здесь и можно пробовать ручной задний тормоз, но на всякий случай подстраховывая себя поначалу ножным тормозом. Когда освоили и это, можно переходить к подъёму мотоцикла стоя обеими ногами на ступени заднего сиденья затем сиди на баке с ногами в разные стороны, с ногами, закинутыми за руль и т. д. и т. п…
1 комментарий
Олег · 16 de Июль de 2023 в 07:14
Четко, доступно, понятно. Осталось мот подготовить